Вы здесь

О работе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации в октябре 2018 года

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее – Управление)  подготовлены заключения на 100 проектов региональных актов, в том числе на 17 проектов законов Удмуртской Республики, 6 проектов актов Главы Удмуртской Республики, 51 проект актов Правительства Удмуртской Республики, 26 проектов ведомственных актов. Из них 63 проекта (63%) имели замечания и предложения, которые учтены органами государственной власти Удмуртской Республики в процессе их доработки (до принятия), в частности, проекты постановлений Правительства Удмуртской Республики: «О мерах социальной поддержки отдельных категорий медицинских работников бюджетных учреждений здравоохранения Удмуртской Республики», «Об установлении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом чиновника К.И. Охизина, 1914 г.» и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон», «О силах гражданской обороны Удмуртской Республики»,  «Об утверждении перечня видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход» и другие. 

В федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации внесено и юридически обработано: 14 Законов Удмуртской Республики, 14 Указов Главы Удмуртской Республики, 52 постановления Правительства Удмуртской Республики, 144 ведомственных акта, всего 224 акта. 

Проведена правовая и антикоррупционная экспертиза, в том числе повторная, 237 региональных актов, среди которых Законы Удмуртской Республики от 24.09.2018 № 50-РЗ «О сохранении мер социальной поддержки для граждан, достигших возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, после повышения нормативного пенсионного возраста», от 28.09.2018 № 53-РЗ «О Перечне должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных отдельными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении регионального государственного надзора, а также переданных им полномочий в области федерального государственного надзора»; Указы Главы Удмуртской Республики от 20.09.2018 № 174 «Об утверждении Порядка рассмотрения Главой Удмуртской Республики кандидатур для утверждения членов Общественной палаты Удмуртской Республики», от 04.10.2018 № 184 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Удмуртской Республики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»; постановления Правительства Удмуртской Республики от 08.10.2018 № 421 «Об утверждении Правил заключения специальных инвестиционных контрактов», от 12.10.2018 № 424 «О мерах по возрождению, сохранению и развитию народных художественных промыслов в Удмуртской Республике» и другие.

В результате проведения правовой экспертизы, в том числе повторной, противоречия федеральному законодательству выявлены в Законах Удмуртской Республики: 

от 13 октября 2011 года № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» (в редакции Законов Удмуртской Республики  от 09.04.2012 № 10-РЗ, от 09.04.2012 № 11-РЗ, от 14.03.2013 № 11-РЗ, от 06.05.2013 № 20-РЗ, от 06.05.2013 № 22-РЗ, от 15.10.2013 № 61-РЗ, от 11.11.2013 № 66-РЗ, от 07.03.2014 № 6-РЗ, от 19.03.2014 № 8-РЗ, от 30.06.2014 № 40-РЗ, от 10.10.2014 № 50-РЗ, от 10.12.2014 № 74-РЗ, от 12.05.2015 № 23-РЗ, от 06.07.2015 № 39-РЗ, от 09.12.2015 № 82-РЗ, от 09.12.2015 № 84-РЗ, от 22.12.2015 № 103-РЗ, от 11.05.2016 № 32-РЗ, от 04.07.2016 № 44-РЗ, от 21.02.2017 № 4-РЗ, от 22.02.2017 № 5-РЗ, от 10.05.2017 № 28-РЗ, от 19.06.2017 № 36-РЗ, от 13.07.2018 № 44-РЗ, от 28.09.2018 № 51-РЗ, от 02.10.2018 № 56-РЗ, от 04.10.2018 № 57-РЗ, от 04.10.2018 № 58-РЗ), поскольку с учетом сложившейся судебной практики выявлено, что отдельные положения данного Закона не соответствуют федеральному законодательству в силу следующего.    

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты с учетом положений статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, а также положений статьи 1.3.1 Кодекса, определяющих предметы ведения субъектов Российской Федерации.В частности, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Статьей 19 указанного Закона предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований законов Удмуртской Республики и нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Диспозиции частей 1, 3 статьи 19 данного Закона по своей юридической конструкции являются бланкетными и не несут достаточной и необходимой информации о законе Удмуртской Республики и ином нормативном правовом акте Удмуртской Республики, нормативном правовом акте органа местного самоуправления, чтобы сделать однозначный вывод, за нарушение каких конкретных правил предусмотрена административная ответственность.  

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Как следует из данного определения, административное правонарушение обладает такими признаками, как противоправность, виновность и обязательное наличие правового запрета на совершение деяния в соответствующем акте законодательного уровня, при этом правовой запрет должен сопровождаться установленной применительно к каждому деянию санкцией.

Исходя из положений статьи 2.1 Кодекса материальное основание административной ответственности должно быть конкретизировано непосредственно в законе об административных правонарушениях. При этом диспозиция статьи должна содержать конкретные действия (бездействие), не подпадающие под состав административных правонарушений, установленных Кодексом.

Приведенные нормы в их системном единстве свидетельствуют о том, что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования. Следовательно, региональным законом административная ответственность может быть предусмотрена за нарушение требований регионального законодательства или муниципальных правовых актов путем установления в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия), исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с административным правонарушением, административная ответственность за совершение которого предусмотрена Кодексом.

В противном случае был бы нарушен гарантированный Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 19) принцип равенства всех перед законом, в силу которого любое административное правонарушение должно быть четко определено, чтобы, исходя непосредственно из текста соответствующей нормы, каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия). 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 27 мая 2003 года № 9-П, от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит – к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

Таким образом, положения статьи 19 названного Закона не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону составов административных правонарушений, и соответственно не отвечают требованиям правовой определенности, ясности и недвусмысленности, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.Данную позицию подтверждает и сложившаяся судебная практика (решение Новгородского областного суда от 12 февраля 2018 года № 03а-3/18, апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 4 июля 2018 года № 84-АПГ18-2 и др.);

от 25 июля 2012 года № 48-РЗ «О ставках налога на игорный бизнес» в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 354-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которым в статью 369 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в том числе касающиеся размеров налоговых ставок, в пределах которых законами субъектов Российской Федерации устанавливаются налоговые ставки. В связи с чем размеры налоговых ставок, установленные пунктами 3, 4 статьи 1 данного Закона, не соответствуют названной статье Налогового кодекса Российской Федерации.

За указанный период в соответствие с федеральным законодательством приведены:

постановление Правительства Удмуртской Республики от 21 марта 2016 года № 97 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, выделенных в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения»;

постановление Правительства Удмуртской Республики от 25 марта 2013 года № 124 «Об утверждении Положения об организации и проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя государственного образовательного учреждения Удмуртской Республики»;

приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от 26 сентября 2017 года № 607 «Об утверждении Административного регламента Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги «Выдача племенных свидетельств, подтверждающих происхождение, продуктивность и иные качества племенного животного, происхождение и качество семени или эмбриона»;

приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 9 сентября 2016 года № 0238/01-04 «Об утверждении Административного регламента Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики по предоставлению органами местного самоуправления государственной услуги «Компенсация стоимости проезда на внутригородском транспорте, а также в автобусах пригородного сообщения для учащихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), путем выдачи проездных билетов»;

приказы Министерства здравоохранения Удмуртской Республики:

от 31 марта 2016 года № 20 «Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги «Направление граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, в медицинские организации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи»;

от 17 апреля 2014 года № 338 «Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги «Присвоение квалификационных категорий медицинским и фармацевтическим работникам в Удмуртской Республике»;

приказы Министерства труда и миграционной политики Удмуртской Республики:

от 29 мая 2015 года № 01-06/105 «Об утверждении Административного регламента Министерства труда и миграционной политики Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги «Организация проведения оплачиваемых общественных работ»;

от 29 мая 2015 года № 01-06/107 «Об утверждении Административного регламента Министерства труда и миграционной политики Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые»;

от 13 октября 2015 года № 01-06/166 «Об утверждении Административного регламента Министерства труда и миграционной политики Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги «Содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации»;

от 13 октября 2015 года № 01-06/167 «Об утверждении Административного регламента Министерства труда и миграционной политики Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги «Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников»;

от 13 октября 2015 года № 01-06/168 «Об утверждении Административного регламента Министерства труда и миграционной политики Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги «Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости».

С учетом изложенного по состоянию на 31 октября 2018 года в Удмуртской Республике действует 26 нормативных правовых актов, в которых Управлением выявлены противоречия федеральному законодательству (перечень прилагается). 

В рамках работы по осуществлению государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации Управлением зарегистрировано 45 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований. Фактов оставления решений без рассмотрения и возврата их без регистрации, а также отказов в государственной регистрации указанных актов не было.

 

 

09 ноября 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).