Вы здесь

ВНИМАНИЮ НКО: О МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

           Росфинмониторингом на основе стандартов и документов по лучшей практике разработаны Рекомендации для некоммерческого сектора в сфере противодействия финансированию терроризма (далее – Рекомендации), направленные на повышение осведомленности среди представителей некоммерческих организаций в целях минимизации риска их вовлечения в террористическую деятельность. Полный текст указанных Рекомендаций размещен на сайте Росфинмониторинга по адресу: http://www.fedsfm.ru/documents-nko.

В частности, некоммерческим организациям (далее – НКО) рекомендуется предпринимать следующие меры для противодействия угрозе использования их в целях финансирования терроризма (далее – ФТ):

  1. Анализ риска и меры по его нейтрализации.

Исходя из конкретных условий работы НКО и характера их деятельности, необходимо регулярное проведение внутренней оценки рисков в целях их своевременного выявления и устранения. Одним из способов минимизации риска злоупотребления НКО в целях ФТ является организация надлежащего управления и финансового менеджмента, позволяющего учитывать и контролировать расходы НКО в соответствии с заявленными целями и задачами.

Важным элементом также является проверка лиц и организаций (в т. ч. по международным и национальным перечням террористов), от которых НКО получают средства и пожертвования, а также тех, кому эти средства в дальнейшем предоставляются в качестве благотворительности. Настоятельно рекомендуется НКО проводить проверку своих партнеров с целью подтверждения идентификации, полномочий и положительной  репутации своих контрагентов. Конечной целью таких мер является предотвращение использования благотворительных средств для финансирования и поддержки террористов и террористических организаций.

Указанные меры заключаются в достаточной информированности о лицах и организациях, с которыми НКО сотрудничает и осведомленности относительно того, что партнерские НКО не используют благотворительные средства для поддержки субъектов террористической деятельности. Нейтрализации риска ФТ также способствует постоянный контроль со стороны НКО за ходом реализации программ и проектов, в том числе с целью удостовериться, что средства направляются в адрес запланированного бенефициара.

  1. Использование организационных ресурсов сектора НКО.

Во многих странах в секторе НКО имеются собственные объединения, в том числе так называемые «зонтичные» формы организации (ассоциации, союзы), членами которых является значительное количество НКО. Такие объединения служат уникальным ресурсом в обеспечении защиты сектора от возможных рисков, в том числе риска использования в целях ФТ. Указанные объединения заинтересованы в обеспечении законного функционирования НКО и поддержания соответствующей репутации, внедрении в деятельность организаций соответствующих международных лучших практик. Использование элементов саморегулирования в формате рассматриваемых объединений может помочь снизить риск использования НКО в целях финансирования терроризма, способствует обеспечению большей транспарентности и надлежащего управления деятельностью.

  1. Надлежащее внутреннее управление НКО.

Результаты проведенных исследований показывают, что в большинстве случаев использование террористами сектора НКО явилось следствием отсутствия должного внутреннего управления в организации и внешнего надзора и контроля. Надлежащее внутреннее управление структурируется по четырем основным направлениям:

− организационная целостность;

− взаимодействие с партнерами;

− финансовая прозрачность и отчетность;

− разработка и мониторинг программ и проектов.

а) организационная целостность

НКО учреждаются и действуют в соответствии с законодательством и руководящими документами, в которых указываются цели, структура, порядок отчетности и другие требующиеся параметры. Руководство НКО, действуя в интересах организации, обеспечивают надлежащую кадровую политику и финансовый контроль, а также постоянный мониторинг текущей деятельности организации.

б) взаимодействие с партнерами

При выстраивании отношений с партнерами, перед вступлением в деловой контакт НКО осуществляет меры по проверке лиц и организаций, от которых НКО получают средства и пожертвования, а также тех, кому эти средства в дальнейшем предоставляются в качестве благотворительности. В ходе данной работы внимание обращается на репутацию доноров и получателей помощи, при этом используется общественно доступная информация, включая международные списки террористов (СБ ООН) и национальные перечни. Полезным является заключение с партнерами письменных соглашений, что позволяет зафиксировать задачи и ответственность сторон, подробно указать цели расходования средств, процедуры регулярной отчетности, аудита и контроля на месте.

в) финансовая отчетность и транспарентность

НКО следует вести подробную финансовую отчетность по приходу и расходу, осуществляемым финансовым транзакциям, позволяющую проследить весь путь перемещения средств от донора до бенефициара. При сборе и привлечении средств публичной должна становиться информация: о целях программы/проекта, о ходе реализации и осуществленных программах. НКО следует интересоваться происхождением предоставляемых им средств и устанавливать критерии решения вопроса о возможности или невозможности принять средства или пожертвования.

Важную роль в обеспечении надлежащего контроля за привлечением и расходованием НКО средств и пожертвований отводится независимому аудиту, который является надежным способом убедиться в том, что финансовая отчетность организации адекватно отражает финансовое состояние и средства не используются на цели ФТ. Проведение аудитов также позволяет сохранить доверие доноров. В стандартах и исследованиях подчеркивается, что лучшей практикой для некоммерческих организаций является наличие открытых банковских счетов, сбор и хранение денежных средств на этих счетах и использование официальной финансовой системы для осуществления денежных переводов, в том числе переводов за рубеж.

г) разработка и мониторинг программ/проектов

НКО необходимо устанавливать правила внутреннего контроля и мониторинга для обеспечения целевого использования привлекаемых средств:

- четко определять цели и объем предполагаемой благотворительной деятельности, группу бенефициаров;

- анализировать возникающие в этой связи возможные риски ФТ и меры по их нейтрализации;

- по каждому проекту составлять развернутый бюджет, вести подробную отчетность и мониторинг движения средств, материалов и оборудования.

Финансовые операции в целях обеспечения транспарентности и снижения риска ФТ по возможности следует осуществлять через банковский сектор. Мониторинг должен включать контроль фактического получения помощи реальными бенефициарами. НКО должны быть способны отчитаться по расходуемым средствам и предоставляемым услугам.

 

13 июня 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).