Вы здесь

Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике в 2015 году

В силу пункта 5 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705, государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее – Управление) в 2015 году было проведено  55 плановых проверок некоммерческих организаций, из них 46 документарных, 9 выездных и 1 внеплановая проверка.

Анализ результатов проверок показал, что в целом деятельность некоммерческих организаций соответствует целям, предусмотренным учредительными документами, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества. Признаков экстремизма в деятельности некоммерческих организаций в ходе осуществления контрольных мероприятий не выявлено, вместе с тем  ими  допускаются нарушения обязательных требований федерального законодательства.

Можно выделить следующие типичные нарушения, допускаемые некоммерческими организациями.

1. Непредставление документов, необходимых для проведения проверки.

В отдельных случаях некоммерческими организациями не представляются документы, необходимые для проведения проверки, руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители не присутствуют при проведении проверки, в связи с чем, Управлению не представляется возможным сделать вывод о соответствии деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами.

Согласно части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы. В соответствии с  частью 1  статьи 25 Федерального закона № 294-ФЗ при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц.

2. Нарушение требований, предъявляемых к наименованию некоммерческих организаций.

В наименованиях некоторых некоммерческих организаций отсутствует указание на организационно-правовую форму, характер деятельности организации, в наименованиях общественных организаций не содержится указания на территориальную сферу их деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. В силу абзаца первого статьи 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ) официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

3. Нарушение требований, предъявляемых к печатям некоммерческих организаций.

Печати отдельных некоммерческих организаций не содержат их полного наименования, что является нарушением  пункта 4 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которому  некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Кроме того, печати  организаций содержат изображение, в качестве геральдической основы которых используется Государственный герб Российской Федерации.

В соответствии с частью второй статьи  4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

4. Использование некоммерческими организациями  символики (эмблемы), описание которой отсутствует в уставе.

Согласно пункту 5 статьи 3  Федерального закона № 7-Ф  некоммерческие организации вправе иметь символику – эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

5. Несвоевременное информирование об изменении сведений о некоммерческих организациях.

В нарушение  части второй статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ, пункта 7 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» некоммерческие организации, в том числе общественные и религиозные организации, несвоевременно информируют Управление об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

6. Отсутствие самостоятельного баланса (сметы).

Большинство проверяемых  некоммерческих организаций не составляют самостоятельный баланс или смету, а также не ведут бухгалтерский учет, ссылаясь на отсутствие хозяйственной деятельности.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

В силу пункта 1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Отсутствие достаточного имущества для осуществления некоммерческими организациями приносящей доход деятельности.

Отдельные некоммерческие организации, в уставах которых предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, не имеют достаточного имущества для осуществления такой деятельности.

Согласно пункту 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. Размер уставного капитала  составляет не менее чем десять тысяч рублей.

8. Нарушение положений учредительных документов.

Проведенные проверки показали, что зачастую некоммерческие организации не соблюдают отдельные положения учредительных документов, в том числе касающиеся порядка избрания и деятельности органов управления, контрольно-ревизионных органов, периодичности проведения заседаний руководящих органов, порядка уплаты членских взносов, утверждения внутренних актов. Вместе с тем в силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

9. Несоблюдение требований к оформлению протоколов.

Некоммерческими организациями не соблюдаются требования к оформлению решений собраний, установленные статьей 181.2 ГК РФ. Так, в протоколах общих собраний, иных коллегиальных органов некоммерческих организаций зачастую отсутствуют такие сведения, как время проведения собрания, сведения о лице, проводившем подсчет голосов, сведения о лицах, принявших участие в собрании.

Управлением также были выявлены единичные нарушения, связанные со спецификой некоммерческой организации.

1. Так, в автономной некоммерческой организации ее работники  составляли более одной третьи высшего органа управления.

Пунктом 5 статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

2. При проверке одного общественного объединения было установлено, что  в его члены было принято юридическое лицо, не являющееся общественным объединением.

Согласно части первой статьи 19 Федерального закона № 82-ФЗ учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть  юридические лица – общественные  объединения.

В другом случае при проверке молодежной общественной организации было установлено, что в ее члены было принято лицо, не достигшее четырнадцатилетнего возраста. Однако в соответствии с частью пятой статьи 19 Федерального закона № 82-ФЗ членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

3. При проверке благотворительных фондов установлены факты непредставления отчетов в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», а также представления указанных отчетов в неполном объеме и с нарушением сроков.

Благотворительные программы отдельных благотворительных фондов составляются без учета требований пункта 2 статьи 17 указанного  выше закона. Согласно указанной норме федерального законодательства благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.

29 ноября 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).