Вы здесь

Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике, в 2017 году

      В силу пункта 5 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705, государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.
      Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее – Управление) в 2017 году было проведено  35 плановых проверок деятельности  некоммерческих организаций, из них 30 документарных, 5 выездных, и 1 внеплановая выездная проверка, проведенная по представлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
       Анализ результатов проверок показал, что в целом деятельность некоммерческих организаций соответствует целям, предусмотренным учредительными документами, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества. Признаков экстремизма в деятельности некоммерческих организаций в ходе осуществления контрольных мероприятий не выявлено.
      Вместе с тем в ходе проверок, проведенных Управлением в 2017 году, было установлено, что отдельные некоммерческие организации не осуществляют деятельность, направленную на достижение целей. В отношении 6 некоммерческих организаций  определить соответствие их деятельности целям, предусмотренным учредительными документами, не представилось возможным, в связи оказанным противодействием проверке. Кроме того, некоммерческими организациями  допускаются нарушения обязательных требований федерального законодательства.
Можно выделить следующие типичные нарушения, допускаемые некоммерческими организациями.
1. Непредставление документов, необходимых для проведения проверки.
      В отдельных случаях некоммерческими организациями не представляются либо представляются не в полном объеме документы, необходимые для проведения проверки, руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители не присутствуют при проведении проверки, в связи с чем Управлению не представляется возможным сделать вывод о соответствии деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами.
      Согласно части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы. В соответствии с  частью 1  статьи 25 Федерального закона № 294-ФЗ при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц.
2. Нарушение положений учредительных документов некоммерческих организаций.
      В ходе проверок зачастую выявляются факты несоблюдения некоммерческими (в том числе общественными) организациями отдельных положений учредительных документов, касающихся порядка избрания и деятельности органов управления, контрольно-ревизионных органов, периодичности проведения заседаний руководящих органов, порядка уплаты членских взносов, утверждения внутренних актов. Так, в отдельных случаях было установлено нарушение периодичности проведения собраний (заседаний) высшего органа управления, коллегиального исполнительного органа, установленная уставом. В организациях, основанных на членстве, не велся учет членов, порядок приема и выхода (исключения) из членов также нарушался: не оформлялись письменные заявления, решения о приеме (исключении) из членов не принимались. В одном случае Управлением было установлено, что решения по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления принимались иным органом некоммерческой организации.
       В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Согласно части первой статьи 29 Федерального закона о т 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ) общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
3. Нарушение требований, предъявляемых к печатям некоммерческих организаций.
      Печати некоммерческих организаций содержат изображение, в качестве геральдической основы которых используется Государственный герб Российской Федерации.
       В соответствии с частью второй статьи  4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
        В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ, части второй статьи 24 Федерального закона № 82-ФЗ символика некоммерческих организаций, общественных объединений не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.
4. Использование некоммерческими организациями  символики (эмблемы), описание которой отсутствует в уставе.
       Согласно пункту 5 статьи 3  Федерального закона № 7-ФЗ  некоммерческие организации вправе иметь символику – эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.
       В соответствии с частью второй статьи 20 Федерального закона № 82-ФЗ в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.
5. Несвоевременное информирование об изменении сведений о некоммерческих организациях.
     В пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен перечень сведений о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. К ним, в частности, относятся сведения о полном и (в случае, если имеется) сокращенном наименовании, адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, сведения о филиалах и представительствах юридического лица, коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и другие сведения.
     Пунктом 7 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, частью второй статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ, пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) установлена обязанность некоммерческих (общественных и религиозных) организаций  информировать Управление об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех  дней с момента таких изменений.
6. Отсутствие самостоятельного баланса (сметы).
      Большинство проверяемых  некоммерческих организаций не составляют самостоятельный баланс или смету, а также не ведут бухгалтерский учет, ссылаясь на отсутствие хозяйственной деятельности.
      В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 3 Федерального закона  № 7-ФЗ некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
      В силу пункта 1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ  некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно частям 1, 3 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ  «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ) экономический субъект  (в том числе и некоммерческая организация) обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с указанным федеральным законом. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
     Частью 2 статьи 8 Федерального закона № 402-ФЗ установлено, что  экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
7. Отсутствие достаточного имущества для осуществления некоммерческими организациями приносящей доход деятельности.
     Отдельные некоммерческие организации, в уставах которых предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, не имеют достаточного имущества для осуществления такой деятельности.
     Согласно пункту 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. Размер уставного капитала  составляет не менее чем десять тысяч рублей.
8. Не представление, несвоевременное представление, а также нарушение порядка представления отчетных сведений в Управление.
     Пунктом 3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ установлена обязанность некоммерческих организаций, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников (отчеты по формам № ОН0001,           № ОН0002).
      Согласно пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ  некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие данному пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
      Таким образом, некоммерческие организации в зависимости от объема и характера финансирования обязаны представлять в Управление либо отчеты по формам № ОН0001, № ОН0002, либо сообщение о соответствии пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ и информацию о продолжении деятельности.
      Согласно абзацам четвертому, восьмому части первой статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано:
- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
- информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона № 7-ФЗ, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
     Формы отчетов № ОН0001, № ОН0002, № ОН0003 утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».
     Сведения, обязанность по предоставлению которых установлена пунктами 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, абзацем восьмым части первой статьи  29 Федерального закона № 82-ФЗ, некоммерческие организации и общественные объединения  в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации  от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» представляют в Управление ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
9. Несоблюдение требований к оформлению протоколов.
      Некоммерческими организациями не соблюдаются требования к оформлению решений собраний, установленные статьей 181.2 ГК РФ. Так, в протоколах общих собраний, иных коллегиальных органов некоммерческих организаций зачастую отсутствуют такие сведения, как время проведения собрания, сведения о лице, проводившем подсчет голосов, сведения о лицах, принявших участие в собрании.
10. Распределение дохода, полученного в ходе хозяйственной деятельности некоммерческой организации, между участниками.
      В соответствии с пунктом 1 статьи 50 ГК РФ, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона № 7-ФЗ полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.
11. Осуществление некоммерческой организацией приносящей доход деятельности, не указанной в уставе.
     Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Управлением также были выявлены единичные нарушения, связанные со спецификой некоммерческой организации.
      1. Так, проверки региональных отделений политических партий показали, что региональными отделениями  и их должностными лицами не соблюдались положения устава Политической партии, регулирующие деятельность органов управления и порядок ведения учета членов.
      В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 №  95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Федеральный закон № 95-ФЗ) политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.
      В силу пункта 2 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах. Вместе с тем региональными отделениями политических партий отчетные сведения в Управление представлялись не в полном объеме: не указывались сведения о численности членов в региональном отделении и информация о структурных подразделениях.
      Кроме того,  региональными отделениями политических партий в нарушение пункта 4 статьи 29 Федерального закона № 95-ФЗ не представлялись в Управление сведения о количестве выдвинутых отделением и его структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты.
      2. Проверки фондов показали, что ими не соблюдаются требования федерального законодательства о проведении обязательного аудита. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случае если организация является фондом.
       При проверке благотворительных фондов установлены факты непредставления отчетов в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), а также представления указанных отчетов в неполном объеме и с нарушением сроков.
       Благотворительные программы отдельных благотворительных фондов составляются без учета требований пункта 2 статьи 17 вышеназванного закона. Согласно указанной норме федерального законодательства благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.
       При проверке одного благотворительного фонда было  установлено, что  на реализацию благотворительных программ использовалось  менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов.
        В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ на финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности.
       3. Проверки деятельности религиозных организаций показали, что ими допускаются нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
       В нарушение пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (далее – Федеральный  закон   № 125-ФЗ) в уставах религиозных организаций зачастую не указывается принадлежность к централизованной религиозной организации и ее наименование.
       В нарушение пункта 8 статьи 8 Федерального закона № 125-ФЗ религиозные организации в отдельных случаях не указывают свое полное наименование при осуществлении деятельности.
       В нарушение статей 16, 22 Федерального закона № 125-ФЗ и пункта 1 статьи 161 ГК РФ отдельные религиозные организации использовали помещения для проведения богослужений без надлежащего оформления факта их предоставления физическими лицами.

13 апреля 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).