Вы здесь

ОБЗОР ТИПИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2018 ГОДУ

ОБЗОР ТИПИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2018 ГОДУ

      В силу пункта 5 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705, государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.

     Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее – Управление) в 2018 году было проведено  34 плановых проверок деятельности  некоммерческих организаций, из них 31 документарная, 3 выездных, и 1 внеплановая документарная проверка. 

    Анализ результатов проверок показал, что в целом деятельность некоммерческих организаций соответствует целям, предусмотренным учредительными документами, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества. Признаков экстремизма в деятельности некоммерческих организаций в ходе осуществления контрольных мероприятий не выявлено.

     Вместе с тем в ходе проверок, проведенных Управлением в 2018 году, было установлено, что отдельные некоммерческие организации не осуществляют деятельность, направленную на достижение целей. В отношении 10 некоммерческих организаций  определить соответствие их деятельности целям, предусмотренным учредительными документами, не представилось возможным, в связи оказанным противодействием проверке. Кроме того, некоммерческими организациями  допускаются нарушения обязательных требований федерального законодательства.

Можно выделить следующие типичные нарушения, допускаемые некоммерческими организациями.

1. Непредставление документов, необходимых для проведения проверки.

В отдельных случаях некоммерческими организациями не представляются либо представляются не в полном объеме документы, необходимые для проведения проверки, руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители не присутствуют при проведении проверки, в связи с чем Управлению не представляется возможным сделать вывод о соответствии деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами. 

Согласно части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы. В соответствии с  частью 1  статьи 25 Федерального закона № 294-ФЗ при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц. 

2. Нарушение положений учредительных документов некоммерческих организаций.

В ходе проверок зачастую выявляются факты несоблюдения некоммерческими (в том числе общественными) организациями отдельных положений учредительных документов, касающихся порядка избрания и деятельности органов управления, контрольно-ревизионных органов, периодичности проведения заседаний руководящих органов, порядка уплаты членских взносов, утверждения внутренних актов. Так, в отдельных случаях было установлено нарушение периодичности проведения собраний (заседаний) высшего органа управления, коллегиального исполнительного органа, установленная уставом. В организациях, основанных на членстве, не велся учет членов, порядок приема и выхода (исключения) из членов также нарушался: не оформлялись письменные заявления, решения о приеме (исключении) из членов не принимались.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Согласно части первой статьи 29 Федерального закона о т 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ) общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

3. Несвоевременное информирование об изменении сведений о некоммерческих организациях.

В пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен перечень сведений о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. К ним, в частности, относятся сведения о полном и (в случае, если имеется) сокращенном наименовании, адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, сведения о филиалах и представительствах юридического лица, коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и другие сведения.

Пунктом 7 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, частью второй статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ, пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) установлена обязанность некоммерческих (в том числе, общественных и религиозных) организаций  информировать Управление об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех  дней с момента таких изменений. 

4. Отсутствие самостоятельного баланса (сметы), а также ведения бухгалтерского учета.

Большинство проверяемых  некоммерческих организаций не составляют самостоятельный баланс или смету, а также не ведут бухгалтерский учет, ссылаясь на отсутствие хозяйственной деятельности. 

Вместе с тем в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

В силу пункта 1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ  некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно частям 1, 3 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ) экономический субъект  (в том числе и некоммерческая организация) обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с указанным федеральным законом. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона № 402-ФЗ установлено, что  экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

5. Не представление, несвоевременное представление, а также нарушение порядка представления отчетных сведений в Управление.

Пунктом 3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ установлена обязанность некоммерческих организаций, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников (отчеты по формам № ОН0001, № ОН0002). 

Согласно пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ  некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие данному пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Таким образом, некоммерческие организации в зависимости от объема и характера финансирования обязаны представлять в Управление либо отчеты по формам № ОН0001, № ОН0002, либо сообщение о соответствии пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ и информацию о продолжении деятельности.

Кроме того, с силу пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, приказа Минюста России от 07.10.2010 № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» некоммерческие организации обязаны размещать отчетные сведения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно абзацам четвертому, восьмому части первой статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано: 

- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

- информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона № 7-ФЗ, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 

Кроме того, в соответствии с абзацем третьим части первой статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественные объединения обязаны  ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

Формы отчетов № ОН0001, № ОН0002, № ОН0003 утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Сведения, обязанность по предоставлению которых установлена пунктами 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, абзацем восьмым части первой статьи  29 Федерального закона № 82-ФЗ, некоммерческие организации и общественные объединения  в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации  от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» представляют в Управление ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

6. Непредставление сведений органам государственной статистики.

В ходе проверок Управление в порядке взаимодействия запрашивается информация о деятельности некоммерческих организаций в том числе от налоговых органов и органов государственной статистики (Удмуртстат). Зачастую выявляются факты непредставления необходимой статистической отчетности некоммерческими организациями.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

7. Несоблюдение требований к оформлению протоколов.

Некоммерческими организациями не соблюдаются требования к оформлению решений собраний, установленные статьей 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Так, в протоколах общих собраний, иных коллегиальных органов некоммерческих организаций зачастую отсутствуют такие сведения, как время проведения собрания, сведения о лице, проводившем подсчет голосов, сведения о лицах, принявших участие в собрании.

8. Распределение дохода, полученного в ходе хозяйственной деятельности некоммерческой организации, между участниками. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 50 ГК РФ, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона № 7-ФЗ полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.

Управлением также были выявлены единичные нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в деятельности некоммерческих организаций:

1)  нарушение статей 671, 677 ГК РФ некоммерческая организация заключила договор найма жилого помещения, в котором выступила нанимателем;

2) в нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ, статьи 8 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» в печати некоммерческой организации в качестве геральдической основы использован Государственный герб Российской Федерации;

3) в нарушение пункта 1 статьи 123.24 ГК РФ автономной некоммерческой организацией не оказывались какие-либо услуги;

4) в нарушение статьи 574 ГК РФ организацией не заключались договоры пожертвований с юридическим лицом в письменной форме. 

5) в нарушение пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческой организацией осуществлялась приносящая доход деятельность, не указанная в уставе.

Кроме того, Управлением также были выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации, связанные со спецификой некоммерческой организации. 

1. Так, проверки региональных отделений политических партий показали, что региональными отделениями  и их должностными лицами не соблюдались положения устава Политической партии, регулирующие деятельность органов управления и порядок ведения учета членов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 №  95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Федеральный закон № 95-ФЗ) политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.

В силу пункта 2 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах. Вместе с тем региональными отделениями политических партий отчетные сведения в Управление представлялись не в полном объеме: не указывались сведения о численности членов в региональном отделении и информация о структурных подразделениях.

Кроме того,  региональными отделениями политических партий в нарушение пункта 4 статьи 29 Федерального закона № 95-ФЗ не представлялись в Управление сведения о количестве выдвинутых отделением и его структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты.

2. Проверки фондов показали, что ими не соблюдаются требования федерального законодательства о проведении обязательного аудита. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случае если организация является фондом.

При проверке благотворительных фондов установлены факты непредставления отчетов в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», а также представления указанных отчетов в неполном объеме и с нарушением сроков.

3. Проверки деятельности религиозных организаций показали, что ими допускаются нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. 

В нарушение пункта 2 статьи 10 Федерального закона № 125-ФЗ в уставах религиозных организаций зачастую не указывается принадлежность к централизованной религиозной организации и ее наименование. 

В нарушение пункта 8 статьи 8 Федерального закона № 125-ФЗ религиозные организации в отдельных случаях не указывают свое полное наименование при осуществлении деятельности. 

В нарушение статей 16, 22 Федерального закона № 125-ФЗ и пункта 1 статьи 161 ГК РФ отдельные религиозные организации использовали помещения для проведения богослужений без надлежащего оформления факта их предоставления физическими лицами.

В нарушение пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 125-ФЗ в уставах религиозных организаций отсутствуют положения, определяющие порядок участия учредителей в деятельности религиозных организаций.

В нарушение пункта 8.1 статьи 8, пункта 2 статьи 10 Федерального закона  № 125-ФЗ в уставах религиозных организаций не указан порядок принятия решений Церковным советом и Пресвитером, а также отсутствуют положения, регламентирующие отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов.

В нарушение статьи 23 Федерального закона № 125-ФЗ, пункта 4 статьи 50 ГК РФ, пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ уставы религиозных организаций не содержат исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности.

 

12 апреля 2019 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).