Вы здесь

Информационно-аналитическая справка по актуальным вопросам межведомственного взаимодействия в сфере деятельности некоммерческих организаций

Информационно-аналитическая справка
по актуальным вопросам межведомственного взаимодействия в сфере деятельности некоммерческих организаций

1.    Общая характеристика некоммерческого сектора
Удмуртской Республики

Одной из приоритетных  задач Министерства юстиции Российской Федерации является создание условий для формирования гражданского общества посредством предоставления государственной услуги по государственной регистрации некоммерческих организаций и осуществления  государственной функции по контролю за соответствием их деятельности законодательству Российской Федерации и уставным целям.
По состоянию на 1 июня 2018 года в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Минюста России по Удмуртской Республике содержались сведения о 2043 организациях, среди которых:
50 региональных отделений  политических  партий;
291 религиозная организация;
950 общественных  объединений;
9 казачьих обществ;
743 иных некоммерческих  организации.
Для сравнения по состоянию на 31 декабря 2017 года в ведомственном реестре содержались сведения о 2037 организациях.
В основном некоммерческие организации регистрируются для объединения по интересам, профессиям, национальной или религиозной принадлежности, для предоставления услуг, оказания благотворительной помощи, поддержки детей и семьи, защиты окружающей среды, для занятия правозащитной деятельностью.
Что касается  религиозных организаций, то они представлены в республике19 различными конфессиями. 66% всех зарегистрированных религиозных организаций относится к Русской православной церкви, около 17% –христиане веры евангельской, 7% – к исламу. Остальные религиозные организации иных  вероисповеданий, среди которых есть иудеи, католики, лютеране, протестанты и прочие.
Столь высокое конфессиональное и культурное разнообразие требует повышенного внимания, в том числе и с целью профилактики экстремистских проявлений в обществе.

2.    Государственная регистрация некоммерческих организаций

Министерство юстиции Российской Федерации и  его территориальные органы являются уполномоченными органами в сфере регистрации некоммерческих организаций, за исключением потребительских кооперативов, органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, товариществ собственников надвижимости. 
Ежегодно создаются новые организации, ликвидируются старые, вносится множество изменений в учредительные документы и иные сведения.
За 2017 год Управлением рассмотрено 618 заявлений некоммерческих организаций, а за истекший период 2018 года–317 заявлений.
В подавляющем большинстве случаев поступившие документы касались  вопросов внесения изменений в учредительные документы, в также в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Доля заявлений о создании организаций составляетоколо 21% от общего числа поступивших заявлений.
Первостепенной задачей при оказании государственной услуги по регистрации некоммерческих организаций  является надлежащее, своевременное и всестороннее рассмотрение документов, поданных заявителем в уполномоченный орган.
Регистрация некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с требованиями  законодательства, нарушений сроков рассмотрения документов  не допускается. Одним из показателей результативности работы является низкий процент наличия отказов (около 3% от количества всех поступивших заявлений в 2017 году).
В 2017 году Управлением по результатам рассмотрения представленных документов принято 17 решений об отказе. За истекший период 2018 года Управлением решения об отказе не принимались.
Реализация возложенных на Управление полномочий по государственной регистрации некоммерческих организаций должна осуществляться в тесном сотрудничестве с органами государственной власти, в частности, с правоохранительными, контрольными и надзорными при проверке учредителей на наличие запретов и ограничений, установленных федеральными законами.
Так, проверка сведений об учредителях (членах, участниках) на предмет наличия либо отсутствия в отношении них вступившего в законную силу решения суда о признании их деятельности экстремистской и на предмет включения в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности  или терроризму производится по базе данных Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также в порядке информационного обмена с правоохранительными органами.
В Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике направляются запросы на предмет содержания учредителей (членов) общественных объединений в местах лишения свободы по приговору суда и на предмет достоверности представленных сведений об учредителях. 
Заявленные сведения о паспортахучредителей и руководителей некоммерческих  организаций  проверяются по информационному сервису «Проверка по списку недействительных российских паспортов» Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Кроме того, в отношении лица, имеющего право действовать без доверенности от имени организации, осуществляется проверка на интернет-сервисе Федеральной налоговой службы на предмет наличия или отсутствия  сведений о нем в реестре дисквалифицированных  лиц.
Однако при работе с информационными сервисами возникают определенные проблемы. Так при проверке по информационномусервису«Проверка по списку недействительных российских паспортов» Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации были выявлены «недействующие» паспорта граждан России, однако после направления соответствующих запросов недействительность паспортов не подтвердилась.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при принятии решения о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией Управлением направляется межведомственный запрос в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике.
Согласно подпункту 69 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление ведет реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Порядком взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста Россииот 12.11.2010 № 343, после исключения некоммерческой организации из государственного реестра в порядке, установленном статьей 21.1Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», налоговый орган с сопроводительным письмом направляет в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра в отношении данной некоммерческой организации. Минюст России (территориальный орган Минюста России) на основании полученной от налогового органа выписки из государственного реестра принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций.
Вместе с тем выявлены факты ненаправления в Управление выписок об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц отдельных некоммерческих организаций.

2.1.    Представление документов на государственную регистрацию в электронном виде

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлена возможность представления (направления) заявителями документов в регистрирующий орган не только на бумажном носителе, но и в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг.  
В течение 2017 года в Управление через информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций (далее – Информационный портал НКО) поступило 5 заявлений о государственной регистрации некоммерческих организаций, из них одно заявление поступило на государственную регистрацию некоммерческой организации при создании, 4 заявления – для внесения изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Таким образом, доля заявителей, использующих электронный вид подачи заявлений, в 2017 году составила менее 1%.
За истекший период 2018 года заявления на государственную регистрацию некоммерческих организаций в Управление в электронном виде не поступали.
Управлением в марте-апреле 2018 года проведен опрос заявителей в целях выявления возможных путей совершенствования порядка предоставления государственных услуг в сфере некоммерческих организаций.
Результаты опроса показали, что подавляющее большинствопредставителей некоммерческих организаций, зарегистрированных в Удмуртской Республике,  знают о возможности представления документовна государственную регистрацию в электронном виде. Свое нежелание получатьуслугу в электронном виде большинство опрошенных представителей некоммерческих организаций объяснило отсутствием усиленной квалифицированной электронной подписи и отсутствием финансовых возможностей у организации для ее получения,а также сложностью использования Единого портала государственных и муниципальных услуг, частыми  техническими сбоями или отсутствием технических возможностей для обращения за получением услугив электронном виде.Часть опрошенных пояснили,что их устраивает существующий порядок представления документов(непосредственно либо по почте).
Вместе с тем наиболее популярными услугами, которые представители некоммерческих организаций Удмуртской Республики  получают в электронном виде, являются представление отчетных сведений с использованием Информационного портала НКО и получение сведений о зарегистрированных некоммерческих организациях, в первую очередь это обусловлено тем, что указанные услуги предоставляются безвозмездно и не требуют наличия электронной подписи.
У Управления в процессе обработки заявлений, поступивших в электронной форме, возникают технические проблемы, связанные с несоответствием программного обеспечения налоговых органов и органов Минюста России и касающиеся отправки сформированного транспортного контейнера в налоговые органы, а также получением электронных  документов из налоговых органов.

2.2.    Практика и проблемы учета религиозных групп

В 2015 году значительные изменения действующего законодательства коснулись религиозных объединений. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных организациях»  религиозные объединения могут создаваться  в форме религиозных организаций и религиозных групп.
Религиозная группа представляет собой одну из «прямых» форм реализации конституционных прав, гарантированных статьей 28 Конституции Российской Федерации. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации.
Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
При этом законом  не определено ни минимальное количество участников религиозной группы, ни момент времени и формальные признаки, по которым можно однозначно установить факт возникновения  религиозной группы, а также не установлены обязанности  принятия устава и формирования органов управления.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная группа в письменной форме уведомляет о начале своей деятельности соответствующий территориальный орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, по месту осуществления деятельности религиозной группы.
Управлением были направлены запросы в органы государственной власти, правоохранительные органы с целью получения имеющейся у них актуальной информации о существующих религиозных группах.
По состоянию на 1 июня 2018 года в Управление представили уведомления о начале деятельности 31 религиозная группа, осуществляющая деятельность на территории Удмуртской Республики.
Также Управлением на постоянной основе проводится обмен информацией с правоохранительными органами о деятельности действующих на территории Удмуртской Республики религиозных группах.

2.3.    Государственная регистрация казачьих обществ и ведение государственного реестра казачьих обществ

Управлением  продолжается работа по реализации положений Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».
В соответствии со статьей 123.15 Гражданского кодекса Российской Федерации казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным закономот 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.
По состоянию на 1 июня 2018года в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Управления внесены сведения о 9 казачьих обществах.
В государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации  внесены сведения о 4 казачьих обществах, зарегистрированных в Удмуртской Республике.
Необходимым и обязательным условием включения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации  является согласование принятых казаками обязательств по несению государственной или иной службы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, что часто вызывает трудности у казачьих обществ. 
Также основной проблемой, возникающей при принятии Управлением решения о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является то, что документы, представляемые атаманами казачьих обществ для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и в них содержатся недостоверные сведения.

2.4.    Принятие решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг

В соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с 25.11.2017 территориальные органы Минюста России наделены полномочиями по признанию социально ориентированных некоммерческих организаций исполнителями общественно полезных услуг и включению их в реестр некоммерческих организаций – исполнителей  общественно полезных услуг.
Порядок принятия решений о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, перечень и формы необходимых документов, порядок ведения реестра, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 89 «О реестре некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг».
На сегодняшний день в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг внесены 126 некоммерческих организации, в том числе 2 общественных объедения, зарегистрированных в Удмуртской Республике.

3.    Межведомственное взаимодействие при осуществлении контроля за деятельностью некоммерческих организаций

Государственная регистрация некоммерческих организаций неразрывно связана с функцией контроля за их деятельностью.
Одним из основных полномочий Управления является осуществление  государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих  организаций, который включает в себя:
- проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России и его территориальных органов;
- анализ представленных некоммерческими организациями отчетных  сведений;
- участие в мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями.
Наиболее важным элементом по-прежнему остаются проверочные мероприятия. Всего в 2017 году в порядке осуществления контрольных полномочий  Управлением планово проверена деятельность 35 организаций. Во исполнение представления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации проведена внеплановая выездная проверка общественной организации на предмет соблюдения ограничений на осуществление пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям.
За истекший период 2018 года Управлением проведены плановые проверки в отношении 14 некоммерческих организаций.
При формировании плана проверок Управление ежегодно учитывает предложения заинтересованных органов, что позволяет более точно определить будущих субъектов проверки, деятельность которых требует соответствующего контроля, а также повысить значимость и обоснованность самих проверочных мероприятий.
В деятельности почти всех проверенных организаций выявлены нарушения законодательства.
Следует отметить, что в основном выявленные нарушения носят устранимый характер и чаще всего связаны с неисполнением требований собственных уставов, оформлением внутренних документов с нарушением требований законодательства, несвоевременным информированием уполномоченного органа об изменении сведений об организации (смена руководителя, изменения адреса и т.д.).
В случае выявления нецелевого расходования денежных средств и иных нарушений, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Минюста России, соответствующие материалы направляются в органы внутренних дел, прокуратуру, иные контрольно-надзорные органы.
Имеются трудности при проведении проверок: в том числе отсутствие организации по месту регистрации; представление документов незадолго до окончания проверки, нахождение организации по домашнему адресу в случае выездной проверки.
При выявлении в 2017 году нарушений законодательства Управлением применялись следующие меры правового реагирования:
- вынесение письменных предупреждений – 312;
- составление протоколов об административных правонарушениях – 180;
- направление в суд исковых заявлений о ликвидации/прекращении деятельности – 10.
В приоритетном порядке на нарушения действующего законодательства со стороны некоммерческих организаций Управлением применялись меры административного воздействия.
За истекший период 2018 года Управлением возбуждено 57 дел об  административных  правонарушениях.
К проблемным вопросам, возникающим при привлечении некоммерческих организаций к административной ответственности, можно отнести и то, что встречаются факты неуказания мировыми судьями Удмуртской Республики в постановлениях по делам об административных правонарушениях  обязательных сведений о должнике, установленных статьей 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно не указываются дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика; неправильно указывается  наименование юридического лица и др. Отсутствие этих сведений является основанием  для отказа в возбуждении исполнительного производства, в результате эффективность проведенной работы по привлечению к административной ответственности некоммерческих организаций  сводится к нулю.
Отмечаются случаи не направления копий решений по делам об административных правонарушениях. В 2017 году сведения о принятых мировыми судьями решениях по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных Управлением, отсутствуют приблизительно в  1,5% случаев.
Также в целом на низком уровне остается обеспечение оплаты назначенных штрафов некоммерческими организациями – не более 20%.
Управлением проводится постоянная работа по актуализации ведомственного реестра.Так, на основании вступивших в законную силу судебных актов в 2017 году Управлением были приняты решения о ликвидации 12 организаций. Судами в Удмуртской Республике решения об отказе в удовлетворении исковых требований Управления не выносились.
Помимо этого, 67 некоммерческих организаций исключены из ведомственного реестра по решению налоговых органов как фактически прекратившие свою деятельность. Увеличение количества некоммерческих организаций, исключенных из ведомственного реестра по решению налоговых органов, связано прежде всего с активным взаимодействием Управления с Управлением Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике.
Управлением осуществляется  мониторинг деятельности тех некоммерческих организаций, в отношении которых имеются сведения, представленные Федеральной службой по финансовому мониторингу, о денежных средствах и ином имуществе, полученных из-за рубежа, на предмет участия этих организаций в политической деятельности с целью выявления некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Внимание к некоммерческим организациям, получающим финансирование из иностранных источников, обусловлено, прежде всего, введением в 2012 году в законодательство Российской Федерации  такого понятия как «иностранный агент».
В результате анализа и сопоставления отчетных сведений некоммерческих организаций и информации, представленной в установленном порядке Федеральной службой по финансовому мониторингу, Управлением установлено, что 12организаций, зарегистрированных на территории республики, получили в 2017 году денежные средства от международных и иностранных организаций, иностранных граждан в общей сумме около 18 миллионов рублей. Для сравнения, в 2016 году получили финансирование из иностранных источников 11 организаций, и общая сумма таких денежных поступлений составила более 21 миллиона рублей.
В целях выявления фактов представления организациями недостоверных данных специалистами Управления отчетные сведения и информация, направленная Федеральной службой по финансовому мониторингу, постоянно соотносятся между собой.
В результате работы органов юстиции и прокуратуры по состоянию на 1 июня 2018 года в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, включено 76 организаций. Ни одна из зарегистрированных на территории  Удмуртской Республики некоммерческих организаций не внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В адрес Управления заявления от некоммерческих организаций, иная информация, обязывающая включать некоммерческие организации в указанный реестр, не поступали.
В 2015 году введен институт нежелательности деятельности на территории Российской Федерации иностранных и международных неправительственных организаций. Перечень «нежелательных» организаций ведется Минюстом России. В настоящее время в него включены 14 организаций, денежные средства от которых получали, в том числе некоммерческие организации, зарегистрированные в пределах Приволжского федерального округа. Поэтому при проверке специалисты Управления особенно тщательно проверяет источники поступления денежных средств и реализуемые программы с целью определения скрытых форм финансирования от «нежелательных» организаций.
Организация межведомственного взаимодействия строится не только на взаимном обмене информацией, но и в непосредственном диалоге и оперативном решении неотложных вопросов.
В целях повышения эффективности реализации полномочий, в том числе в сфере противодействия экстремистской  деятельности, Управление на постоянной основе сотрудничает с Управлением Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике, Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Удмуртской Республике, Прокуратурой Удмуртской Республики, Министерством внутренних дел по Удмуртской Республике, Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу, Центральной  избирательной  комиссией Удмуртской Республики, с которыми регулярно осуществляется обмен информацией в пределах компетенции.
Тесное сотрудничество осуществлялось также с Управлением по внутренней политике Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Министерством национальной политики Удмуртской Республики по проблемам деятельности организаций, созданных по национальному признаку, и казачьих  обществ.
Информация о некоммерческих организациях, оказавших противодействие проверке, и о выявленных  в результате проверок организациях, деятельность которых не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами, Управлением направляется ежеквартально в Управление по внутренней политике Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики для возможного учета при проведении конкурсов по предоставлению субсидий из бюджета Удмуртской Республики социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Удмуртской Республики.
Осуществляется взаимодействие и обмен информацией с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике.
При Управлении создана и осуществляет деятельность Межведомственная рабочая группа по контролю за деятельностью некоммерческих организаций, получающих иностранное финансирование, в состав которой вошли представители Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Удмуртской Республике, Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике, Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Министерства национальной политики Удмуртской Республики.
В 2017 году и за истекший период 2018 года работа указанной межведомственной рабочей группы проводилась в форме прямого оперативного обмена информацией между членами группы при проведении мероприятий по контролю за некоммерческими организациями. Вместе с тем в адрес членов Межведомственной рабочей группы по контролю за деятельностью некоммерческих организаций, получающих иностранное  финансирование, Управлением были направлены письма с просьбой внести предложения для  включения организаций в план проверок некоммерческих организаций с  целью проведения проверок на предмет наличия или отсутствия в их деятельности признаков некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Все предложения заинтересованных ведомств были учтены Управлением при формировании плана проверок некоммерческих организаций на 2018 год.
Также с целью сбора, обобщения и анализа сведений о деятельности некоммерческих организаций Управлением на постоянной основе проводятся рабочие встречи с представителями правоохранительных органов по вопросам выявления в деятельности организаций признаков, характерных для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Эффективное развитие гражданского общества и противодействие распространению противоправной, экстремистской деятельности невозможно без тесного взаимодействия между органами. В соответствии с заключенными Управлением соглашениями о взаимодействии с Министерством  внутренних  дел  по Удмуртской Республике, Прокуратурой Удмуртской Республики, Центром специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Удмуртской  Республике, ЦИК УР проводится регулярный обмен информацией о деятельности интересующих некоммерческих организаций.
Завершая свое выступление, хочу  отметить, что в сегодняшних условиях работа с некоммерческим сектором требует консолидации всех заинтересованных ведомств и объединения их усилий для достижения общего результата – создания развитого гражданского общества и одновременно правового барьера для деструктивной, противоправной деятельности отдельных некоммерческих организаций. 

06 ноября 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).